Человек-ледокол "Полный привод: 4х4"
|
а вот это тот....
Слово пешеходу
Страницы автомобильных изданий традиционно посвящены автомобилям и их проблемам - железкам, резине, ньютонам на метр и секундам до сотни. А ведь самое главное - люди. А люди, как ни странно, это в том числе и пешеходы. Более того, покинув уютный салон любимого автомобиля, мы сами переходим в эту массовую категорию, возвращаясь к обширному племени передвигающихся на своих двоих. Поэтому это обращение адресовано всем - и тем, кто никогда не садился за руль автомобиля, и тем, кто покидает машину только для краткой пробежки от стоянки до дома. Призыв краток и эмоционален: «Люди, будьте внимательны!»
Вопиющую банальность этого лозунга просто необходимо пояснить жизненными примерами. Представьте себе: вечер, темно, дождь. Стекла потеют, мокрый асфальт втягивает свет фар, как чёрная дыра, лужи бликуют, дворники скрипят. И вот при движении на разрешенной скорости и с включённым ближним светом фар вы обнаруживаете в десяти метрах перед бампером пешехода - он просто обходит по проезжей части большую лужу или переходит дорогу обычным для большинства пешеходов способом, то есть по диагонали и спиной к движению. Тормоза в пол, колеса скользят по мокрой дороге, машину заносит - повезло, столкновения удалось избежать. Мокрый и напуганный пешеход орёт на водителя: «Ты что, ослеп?!» Знакомая ситуация, правда? Даже если вы в неё и не попадали, то уж наблюдали наверняка.
Так вот, водитель не ослеп, и фары у него светят, просто, когда беспечный пешеход появился в пятне света от фар, расстояние уже критическое - не так уж далеко видно при ближнем свете, особенно когда мокрый асфальт поглощает большую часть световой энергии. Тормозного пути на мокром покрытии может и не хватить! Здесь вполне наглядно проявляется разница восприятий - пешеход ночью видит фары автомобиля за несколько километров, и ему не приходит в голову, что водитель его не видит вовсе, пока свет фар не упадёт прямо на него. У пешехода нет перед глазами мокрого (и, возможно, запотевшего) стекла, на котором играют блики фонарей, перед его лицом не мотаются дворники, его внимание не распределяется между педалями, рулем, дорогой и зеркалами...
Будьте внимательны, дорогие пешеходы! Вполне возможно, что вы формально правы и переходите улицу в положенном месте, водитель управляет средством повышенной опасности и должен учитывать все возможные дорожные ситуации... Но утешит ли вас чувство вашей правоты в больнице? Учитывайте особенности восприятия водителей! Не доводите ситуацию до опасной! Кстати, тёмная одежда здорово сокращает расстояние, на котором вас будет видно. Конечно, нельзя обязать всех пришивать на плащи и куртки световозвращающие полоски, но наклеить их хотя бы на ранец ребёнка - вполне разумная предосторожность.
Ещё одна совершенно обыденная ситуация. Понаблюдайте как-нибудь за любым местом стихийного перехода - там, где нет «зебры», но пешеходы всё равно постоянно переходят дорогу. Обратите внимание: вот пешеход движется наперерез автомобилю. Пешеход и водитель прекрасно видят друг друга, пешеход рассчитывает скорость и расстояние, он вовсе не собирается попасть под колёса. Но что такое? Вы видите, как траектория движения автомобиля начинает искривляться - водитель непроизвольно поворачивает, стараясь отдалиться от пешехода. Это приводит к тому, что его автомобиль покидает свою полосу движения и создает аварийную ситуацию, тем более что внимание водителя направлено на человека, и он не смотрит в зеркала. В чём дело?
А проблема в том, что всякий опытный водитель привыкает подсознательно рассчитывать траектории движения всех объектов на дороге и прогнозировать развитие ситуации. Это въедается глубоко в центры координации и действует на уровне рефлексов. Пешеход стремится побыстрее преодолеть проезжую часть, собираясь приостановиться и пропустить автомобиль, когда тот подъедет поближе, но с точки зрения водителя, который исходит в своем бессознательном расчёте из наблюдаемых в данный момент скорости и направления движения, человек бежит ему прямо под бампер. Он, конечно, предполагает, что с высокой степенью вероятности этот человек не собирается покончить с собой, выбрав орудием смерти данный конкретный автомобиль, и что, скорее всего, он остановится и пропустит машину, которую прекрасно видит, но... На уровне подсознания он воспринимает однозначно пересекающиеся расчётные траектории, и руки начинают сами поворачивать руль, чтобы избежать предполагаемого столкновения. В такой ситуации до аварии недалеко - избегая несуществующей опасности, водитель может устроить реальное ДТП. Пешеход благополучно пойдёт себе дальше, а водители столкнувшихся машин останутся портить друг другу нервы. Впрочем, не исключено, что при аварии пострадает и виновник. Так что ещё раз - будьте внимательны! Не нервируйте водителей понапрасну, начинайте переход, когда машина поравнялась с вами или проехала!
На цивилизованных переходах, обозначенных разметкой «зебра» и соответствующими знаками, водитель обязан пешехода пропустить. Не будем сейчас вспоминать национальный менталитет, не всегда гармонирующий с ПДД, ограничимся простой физикой. Вы уверены, что автопоезд, гружённый бетонными блоками, сможет затормозить достаточно быстро? Даже если его водитель этого очень-очень захочет? Даже если он просто обязан это сделать? Можете быть уверены, он вовсе не жаждет вас задавить и, скорее всего, знает ПДД, но инерция - страшная сила, реакция человеческая не мгновенна, а предугадать действия пешехода не всегда возможно. Вот он стоял-стоял себе, возможно, на птичек любовался, а потом раз - и пошёл, во всеоружии своей правоты, прямо под колёса. Если надпись на могиле «Переходя дорогу, он был прав!» не является конечным пунктом ваших планов на жизнь, соотносите ПДД с реальностью.
Даже на "зебре" надо быть осторожным...
Отдельная строка нашего повествования - автобусы. Надпись «Обходите автобусы только сзади» как-то исчезла из нашего обихода, а ведь раньше ею был снабжен любой ЛиАЗ или «Икарус». И не зря. Выскочивший из-за автобуса пешеход не оставляет водителю времени для торможения, а дорожная ситуация часто не оставляет места для маневра. Опытный шофер пожертвует в этом случае машиной, затормозив её об автобус, - лучше разбить автомобиль, чем стать невольным убийцей. Однако не всякий успеет среагировать правильно. Помните, в этой ситуации водитель вас не увидит, пока вы не окажетесь прямо перед ним!
Это только несколько примеров. Естественно, что они даже приблизительно не охватывают весь спектр возможных дорожных ситуаций, связанных с разницей восприятия водителя и пешехода. Взять хотя бы велосипедистов - психологами давно доказано, что водитель их часто вообще не видит! Управляя автомобилем, человек заведомо превышает заданные природой возможности реакции - наш организм привык к другим скоростям. Вследствие этого спектр восприятия неизбежно сужается, причём, чем более опытен водитель, тем прочнее и точнее эти фильтры в его сознании. Основные объекты, за которыми он следит постоянно - автомобили и пешеходы, поэтому восприятие настроено, прежде всего, на них, а прочие объекты как бы выключаются мозгом, чтобы не отвлекаться от основной задачи. В эту категорию попадает и велосипедист - его визуальные характеристики не подходят ни под автомобиль, ни под пешехода. Тем не менее, он считает себя полноправным участником дорожного движения, да и Правила его признают за такового. Так что, имея по Правилам преимущество (находясь на главной дороге, например), он с полным осознанием своей правоты ждёт, что водитель его пропустит. Ему и в голову не приходит, что водитель его может не видеть. Весьма опасная ситуация! Вот вам и разница восприятия...
Так что, несмотря на банальность фразы, позвольте повторить её ещё раз: «Люди, будьте внимательны!»
__________________
******************************
|